ХРАМ НА ЯМЕ
Жители Черемушек еще помнят этот дивный, привычный нынешнему
русскому сердцу пейзаж: ровное поле, одиноко стоящий магазин, вечно-серый
дом-интернат, яма…В общем-то ничего особенного, все обычно.
Магазин
Куда уж без него! Ни одна жизнь современного человека не обходится без
этого соседа. Товары широкого потребления ровными рядами теснились на
полках и ждали своего рядового потребителя.
Поле
Ну, не поле, — большая поляна, — милая всякому человеку картина. В поле
можно, например, выгуливать собак. Наши четвероногие друзья с удовольствием
совершали все, что от них требовалось и, счастливые, убегали домой. По полю
можно дойти до магазина. Можно просто гулять. В чисто поле, в конце концов,
можно просто выйти!
Дом-интернат
Детский дом. Дом без детства. Боль. Незаживающие раны нашего города и
нашей совести. Кровоточащие раны по всей России.
Яма
Яма… Чья-то большая и довольно глубокая ошибка. Вырыли котлован под
здание. Да что-то не срослось. То ли строить передумали, то ли деньги
кончились, но так или иначе яма осталась.
Зимой ребятишки придумали кататься в ней на санках и на лыжах. Весной
яма заполнялась вешними водами и становилась похожа на большой пруд. Летом
особо несознательные граждане наполняли ее помойкой. Осенью все
превращалось в непролазную грязь. Дни шли своим привычным чередом. Жили,
работали, ходили в магазины, выгуливали собак. Подрастали дети, на смену им
приходили другие.
На появление Креста недалеко от ямы обратили внимание не сразу.
Неожиданно натыкались на него, стоящего между деревьями, и искренне
недоумевали откуда? По какому случаю? Кто поставил? Не умер ли кто, не дай,
Бог? И не найдя ответа, шли дальше…
Владыка Антоний освятил Крест и благословил место под постройку
храма в честь Рождества Христова и Святителя Николая в 2000г.
Шло время. Крест неприметно, но уверенно стоял на своем месте,
благословляя проходящих, напоминая о смысле жизни и о бренности бытия.
Удивление стали вызывать сборы людей вокруг этого святого знака. Пели
молебны, молились, расходились. Снова собирались. Возле Креста зарождалась
маленькая, как росток, тянущийся к небу, еще незаметная, но уверенная жизнь.
Епископ Барнаульский и Алтайский Антоний 14 июня 2001 г.
благословил открытие прихода в г. Рубцовске и строительство Церкви.
И все вокруг было вроде бы тоже самое, но что-то все же не так. Taк бывает
утром накануне праздника, когда ты просыпаешься, но еще не встал, только еще
открыл глаза в темноте и вроде бы ничего еще не видно, но на душе уже сладко
замирает — праздник!
Слишком удивительно и непривычно было соседство Креста и нашей
обыденной жизни.
Но не все, конечно, просто удивлялись. Некоторые удивлялись деятельно:
особо расстроенные таким нарушением привычного пейзажа, по каким-то своим,
одним им ведомым соображениям, несколько раз валили Крест на землю, пытаясь
этим вернуть обычный ход событий. Что было в душе у этих людей: злоба,
хулиганство, ненависть или, что хуже, — безразличие? — одному Богу известно.
Но после каждого такого падения Крест вновь и вновь вставал на свое
законное место, поддержанный чьими- то заботливыми руками. Тогда Крест
сломали. Ночью, конечно. Днем страшились. Или стыдились? Но на следующий
день он вновь стоял уже, сколоченный гвоздями и наскоро скрученный
проволокой, а в один из дней даже перевязанный невесть откуда взявшимся
шарфом. Крест возле ямы — странный для одних, и скорбно-знакомый для
других символ. Но здесь, сейчас, на Черемушках он означал собой лишь
единственное — жизнь.
Новое рождение
По другую сторону Креста вырыли котлован. Теперь Крест разделял собой
две ямы. Одна яма беспечно-привычно принимала в себя помойку и грязь, в
другую заложили фундамент.
Закладка фундамента под строительство храма произошла в июне
месяце 2003 г.
Понемногу стали возводиться стены. Возле спасительного Креста по-
прежнему собирались люди, молили Бога о милости, и Господь внимал этим
простым молитвам. To появлялись неожиданные помощники, это, наконец-то,
удавалось увязать со сметами и договориться со строительной бригадой, то
неожиданно объявлялись благодетели и появлялись средства… Ну, конечно, под
лежачий камень и вода не течет. Много труда приходилось приложить. Да и, —
«дорогу осилит идущий», — это тоже как раз про эту стройку.
С мая месяца 2004 г. по 25 ноября 2007 г. возводилась кирпичная кладка
Церкви, производили отделочные работы в храме.
Сколько людей внесли свою лепту в строительство этого храма! Кто-то нес
свою трудовую копеечку. Кто-то предлагал свои рабочие руки. Пожилые люди,
забыв на время о своих немощах, наравне с молодыми подносили кирпич, носили
шлак, помогали в уборке вокруг строящегося храма. Много вложили люди души
и труда в эту постройку! Нет никаких сомнений, что каждое имя, каждый шаг
помощи, каждая посильная жертва, пусть даже самая малая, не забыты Богом.
Забывать — свойство людское, а Господь, ищущий, за что бы человека помиловать,
помнит все.
Трудом людей и помощью Бога выстроен первый этаж храма в честь
святителя и Угодника Божия Николая.
Первая Литургия
Все когда-то бывает впервые. Я, было, сравнил ее вначале с рождением
первого ребенка, да, нет, не то. Так получается, что будто б о л ь ш е е произвело
м е н ь ш е е. Как мать рождает дитя. Вернее, было бы сравнение, что храм, как
малый, как слуга приготовил все для прихода своего Господина, выстроил дом,
произвел внутреннее убранство, приготовил стол.
И вот — Литургия. Важнейшая из всех церковных служб.
Первая…
Зима. Молящийся народ согревала пристроенная в углу печь. Я помню, был
сильный мороз, люди заходили и удивлялись теплу и новому Храму. Покупали
свечи. Толпились. Топилась печь, было даже жарко и одновременно сыро, по
стенам текла влага от встречи холода и тепла, от дыхания большого количества
людей. Первых. На первой Литургии.
Думаем ли мы, что вот так, своими руками, своим сердцем, своим
деятельным участием, своим неравнодушием, своей, наконец, жизнью — мы
пишем историю?
Не знаю.
Как-то у меня в руках оказалась старая фотография прихожан на фоне
Михайло-Архангельского храма, быть может, даже самых первых. Они стояли
такие маленькие на фоне большого храма. Я пытался вглядеться в их лица, но
куда там! Думали ли они, те первые мужчины, женщины, ребятишки, батюшки,
что они — история? Вряд ли. Просто жили, честно трудились, делали свое дело и
ни о чем таком великом и не мечтали. Построили Храм, как мечту свою, как
первую необходимость, как неотъемлемую составную своей жизни. Меня очень
удивляет размах постройки. Нужно вспомнить, что тогда в 1906 году (а Храм
начали строить еще раньше!) Рубцовск был крохотным поселком! А Храм
выстроили такой, будто знали, что обрастет он когда-нибудь вокруг домами,
обживется людьми, селение станет городом… И сейчас, через много-много лет
(почитай больше века!), уже в другой части города, на Черемушках, пишется своя
история, которая сольется с историей города, станет нашей, общероссийской
историей.
Время шло. Вот уже выстроен и верхний Храм. Завершилась Отделка. Храм
убрался великолепным резным иконостасом, надел золотоцветные шапки
куполов, увенчался крестами.
Стоит красавец-Храм и, глядя на него, в душе возникает то, что меряется
совсем другими мерками: Радуйтесь люди! Любуйся, Родина! Еще один храм
появился на твоей земле!
25 ноября 2007 года Епископом Барнаульским и Алтайским Максимом
освящен Храм Рождества Христова.
Не оставь нас, Господи! Ты все видишь и все знаешь.
Ты видишь грехи наши и падения наши, но видишь и труд наш, и молитвы
наши не забыты тобой! Не оставь нас…
Строить в наше время, конечно, нелегко. Но что, собственно, легкого может
быть в этой жизни? Все трудно — рождение, само начало жизни — трудно. Первые
шаги ребенка, учеба и работа. Трудно просить, обивать пороги в надежде на
лучшее, трудно получать отказы. Нелегко служить без смены и отпуска.
Сторожить несладко, горько, когда украдут. Трудно месить тесто и печь
просфоры… Многим трудно стоять на службе. Трудно молиться. Трудно строить,
да мало ли трудностей у человека, живущего на земле.
И дело совсем не в этом. Так уж Господом устроено, что в преодолении этих
трудностей больших и малых и состоит смысл, вернее даже — условие
человеческого существования, его духовный рост и продвижение по лествице,
ведущей к Богу.
Замечательна притча евангельская о том, что роженица, у которой
совершаются роды, имеет скорбь, но когда родит дитя, она уже не помнит себя
от той новой радости, от чуда нового рождения. Забываются и тяжесть, и
сложность вынашивания, и болезненные роды. И в нашей жизни так: на пустыре
ставиться Крест, укладывается фундамент, возводятся стены — строится Храм.
Вернее сказать — рождается. И уже не вспоминаются бессонные ночи, трудности
с постройкой, не так болезненно остро вспоминается воровство. И только
радость нового Рождения!
Низкий поклон всем добрым людям, помогавшим этому святому делу!
Сколько труда человеческого, сколько старания, сколько души вложено! Сколько
молитв пролито пред Господом. И у всего этого слияния труда, средств, души,
молитв есть, в итоге, совершенно конкретное воплощение, форма, место и даже
адрес. Но можно и просто:
Храм Рождества Христова и Святителя Николая на Черемушках.
P.S: А яма? Яма так и находится на своем старом месте. Лазают в ней
ребятишки, играют в свои детские игры. И я, глядя на них, думаю, что, может, у
каждого человека была или есть своя яма — яма ошибок, грехов, ненависти,
низости, предательства…Все мы люди и, к сожалению, без ям не обходится ни
одна человеческая жизнь. Но ведь, хорошо, когда рядом с такой ямой есть Храм?
Правда?
Виталий Чуйков, прихожанин